Тяжелые времена для разнообразия СМИ в Армении
Отказ от ответственности
Просмотры: 1813
Языки: 

Нарине Аветисян знала, что переход на цифровое вещание представляет собой угрозу для телеканала, которым руководит она и редакторы десятка небольших региональных вещателей по всей Армении․ Օни сражались, нօ безрезультатно. Когда аналоговое вещание было отключено в ноябре 2016 года, у редактора телекомпании Лори ТВ, основанной в Ванадзоре - на севере Армении, не осталось вариантов. Канал, который она возглавляла, не смог подать заявку на переход на цифровое вещание. Как бы то ни было, конкурс на лицензию никогда не был организован, а с другой стороны появились и политическое интересы.

В 2010 году поправки к закону, регулирующему телевидение и радиовещание, определили, что в каждом марзе (регион) и городе Армении должна быть одна отдельная частная телекомпания “для удовлетворения общенациональных интересов  и интересов местного населения”. Это прозвучало как смертный приговор для 12 региональных телеканалов, которые были обречены на закрытие: компании без лицензии на цифровое вещание могли работать только до 2013 года.

В Армении 27 телевизионных станций имеют лицензию на цифровое вещание - восемь из них могут транслироваться по всей стране, десять - в столице Армении и девять - в регионах.

Лорийское телевидение, которое действует с 1995 года, и остальные 11 региональных каналов прекратили деятельность, поскольку их лицензии не были продлены. Речь идет о разнообразии СМИ в Армении, поддержании как журналистов, так и правовых групп, а также о наличии разных мненией по вопросам, затрагивающим регионы страны.

После протестов медиаорганизаций крайний срок был продлен до конца 2015 года, затем снова - до конца 2016 года, что позволило региональным компаниям продолжать работать по текущими лицензиям, пока открытый тендер не выберет частного мультиплексора по всей стране. План заключался в следующем: частная компания-мультиплексор должна была установить телевизионные вышки и станции, а также разработать широкую сеть вещания и этим обеспечить трансляцию региональных телевизионных каналов путем объединения нескольких аналоговых или цифровых сигналов на общем носителе. Но вопрос в том, что тендер не состоялся, Национальный комитет по телевидению и радио не выбрал ожидаемого частного провайдера.

По словам главы «Комитета по защите свободы слова» - Ашотa Меликянa, сбой был процедурным.

“Требования были жесткими, поэтому задуманное не удалось”, - объясняет Меликян, возглавляющий Ереванскую НПО, выступающую за прозрачность и свободу выражения. “Конкурс был отменен, условия, выдвинутые частным мультиплексором, не были привлекательными и довольно сложными”.

Соседняя Грузия, которая переключилась на цифровое вещание в июле 2015 года, позволила работать нескольким малым и средним мультиплексорам вместо одного крупного.

“Если бы мы применили этот опыт, оставшиеся телевизионные станции могли объединиться и создать небольшие мультиплексоры [таким образом], продолжая свою профессиональную деятельность”, - добавляет Меликян, который утверждает, что при одной единственной частной компании, охватывающей всю Армению, возникает еще и проблема монополизации.

Идея создания небольшого мультиплексора, созданного региональными каналами, поддерживается и телевизионными станциями, но для этого требуется внести изменение в действующее законодательство. Этого пока не планируется.

Не имея претендентов на частный мультиплексор, правительство придерживалось идеи общественного мультиплексора, который начал действовать с 1 июля 2015 года и обеспечивает трансляцию лицензированных региональных телевизионных станций.

Другой аспект проблемы связан с 12 региональными частными телеканалами, которые в 2010 году были лишены лицензии на трансляцию.

В регионе Лори было четыре телевизионных станции, но только канал Фортуна ТВ, принадлежащий Карену Карапетяну - депутату от правящей Республиканской партии, получил право на трансляцию в области в 2010 году. Аветисян утверждает, что существует политический мотив.

С 2011 года во всей области доступен телеканал Фортуна ТВ, предлагающий как программы собственного производства, так и армянские сериалы и ток-шоу, производства национальных вещателей. Карен Аршакян - директор “Фортуны”, не ответил на вопросы по этой статье, поскольку прошло семь лет с тех пор, как каналу была предоставлена ​​лицензия.

Аналоговое вещание остается доступным для потребителей кабельного телевидения. Это платная услуга, следовательно, она менее распространена. Две компании - Юком и Ростелеком, обеспечивают кабельное вещание в Ванадзоре, и, по словам Аветисяна, они исключили лорийское телевидение из своих пакетов, несмотря на предварительное соглашение.

Телеканал Лори ТВ объединил силы с другими региональными телекомпаниями, трансляция которых тоже аналоговая, и вместе с Комитетом по защите свободы слова, Ереванским пресс-клубом и Центром медиаинициатив он боролся за свое право быть в эфире. При поддержке Эдмона Марукяна, бывшего независимого депутата от области Лори, недавно избранного по списку альянса “Елк”, они предложили внести изменения в законопроект, чтобы сохранить региональные каналы, но ответа на свои запросы не получили.

До 2016 года в Ванадзоре - третьем по величине городе Армении, было четыре телевизионных региональных канала. Когда страна перешла от аналогового к цифровому вещанию, три компании были лишены лицензии. Разрешение получил только канал Фортуна ТВ, который принадлежит Карену Карапетяну - депутату от правящей Республиканской партии.
Здание Лори ТВ - одного из частных телеканалов в Ванадзоре.
Журналисты во время работы в редакции Лори ТВ. Региональные каналы представляют собой ценные ресурсы, поскольку предлагают детальный обзор вопросов, имеющих отношение к местному населению, начиная от решений местного правительства, заканчивая разными событиями и мероприятиями.
В Лори ТВ работает 24 человека, шесть из них - журналисты.

В ноябре 2013 года шесть региональных телеканалов - “Лори”, “МИГ” и “Анкюн + 3” из Лорийской области, “АЛТ” - из Армавирской области, “Иджеван” - из Тавушской области и “Раздан” - из Котайка, написали открытое письмо президенту, спикеру парламента и премьеру, чтобы выразить свою обеспокоенность тем, что “прекращение аналогового вещания сделало работу телеканалов бессмысленной, поскольку программы недоступны зрителям”. Подписавшие стороны добавили: “Известно, что мы также были лишены рекламодателей в результате этой ситуации. Поскольку конкуренции за частный мультиплексор не было в этом году из-за отсутствия предложений, скорее закроются наши компании, чем откроется частный мультиплексор”.

Письмо замолчали, отправители не получили ответа.

Ашот Меликян утверждает, что, прежде всего, закон должен быть пересмотрен, а, по словам Эдмона Марукяна, процесс выдачи лицензий не был “справедливым” и отражает политические интересы.

Эдмон Марукян, член парламента от оппозиционной партии “Елк”, выразил обеспокоенность по поводу пересмотренного законопроекта о телерадиовещании и назвал этот процесс “несправедливым”.

“Закон был принят политическим большинством, которым в настоящее время является Республиканская партия Армении, которая подчиняется высшим должностным лицам [в правительстве]”, утверждает Марукян, чья партия занимает девять мест в Национальном собрании - недостаточно для эффективного влияния на изменения в законопроектах без поддержки правительства.

“Уже семь лет мы пытаемся сохранить наше вещание”, - говорит Аветисян.

Решение этой проблемы не предвидится в ближайшем будущем. 

Чайхана
О нас
|
© Авторское право